г.Волгоград,
пр. Ленина, 94a, оф.7-1
+7(8442) 98-30-91
+7(8442) 26-67-43
г.Краснодар,
ул. Калинина, 341, оф. 510
+7(861) 273-11-16
+7(964) 902-70-07

44-ФКС

Краткий обзор положений Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

 

5 апреля 2013 года Президент РФ подписал Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о ФКС), которому предстоит заменить с 1 января 2014 года Федеральный закон от 21.07.2005 г.  По сути, вновь принятый Закон о ФКС означает переход страны на новую систему государственных закупок – федеральную контрактную систему.

 

Необходимо отметить, что существенная часть положений Закона №94-ФЗ сохранена в новой системе, например, нормы, касающиеся способов проведения закупок. Но, вместе с тем, в Законе о ФКС представлен ряд нововведений, подразумевающих создание более совершенной системы государственных и муниципальных закупок.

 

Наиболее значительными новациями следует признать такие элементы ФКС, как:

1.Планирование закупок

Законом о ФКС предусмотрено обязательное планирование закупок посредством формирования, утверждения и ведения:

— планов закупок;

— планов-графиков.

Глава 2 Закона о ФКС подробно регламентирует порядок формирования планов закупок и планов-графиков. Планы закупок должны формироваться заказчиками исходя из целей и мероприятий, предусмотренных госпрограммами РФ (в том числе ФЦП, иными документами стратегического и программно-целевого планирования РФ), госпрограммами субъектов РФ, муниципальными программами, а также с целью выполнения функций и полномочий государственных органов РФ, государственных органов субъектов РФ, муниципальных органов (ст. 13 и 17 Закона о ФКС).

Планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия соответствующего закона о бюджете, т.е. на три года. Планы-графики будут составляться заказчиками ежегодно.

Кроме того, Законом о ФКС определены условия и порядок внесения изменений в планы закупок и планы-графики.

В главе 2 Закона о ФКС также уделено внимание таким вопросам, как обоснование и нормирование закупок (ст.18 и 19).

При формировании планов закупок обоснованию подлежит объект закупки, а при формировании плана-графика также и способ определения поставщика и начальная (максимальная) цена контракта (ч.2-3 ст.18 закона о ФКС).

Под нормированием в соответствии с Законом о ФКС понимается установление требований к закупаемым товарам, работам и услугам. Под требованиям к товарам, работам, услугам понимаются «требования к количеству и качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам товаров, работ и услуг, позволяющим обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров (работ, услуг), имеющих избыточное потребительские свойства или иные характеристики либо являющихся предметом роскоши» (ч.2 ст.19 закона о ФКС).

Следует отметить, что в Законе 94-ФЗ планированию закупок не уделяется должного внимания. Планы-графики, разрабатываемые согласно Закону №94-ФЗ не имеют привязки к целевым мероприятиям. Не регламентированы процедуры внесения изменений в план-график, а также не предусмотрены правовые последствия для невнесения закупок в план-график.

 

2.Размещение заказа

Законом о ФКС предусмотрены дополнительные по сравнению с Законом 94-ФЗ способы закупок, в частности:

— конкурс с ограниченным участием;

— двухэтапный конкурс;

— запрос предложений.

Что касается аукциона, то нормами Закона о ФКС регламентирован лишь аукцион в электронной форме и закрытый аукцион (ст. 59 и ст. 86 Закона о ФКС). Открытых аукционов вне электронной формы не предусмотрено.

Иные способы закупок, применяемые в соответствии с Законом №94-ФЗ, в рамках новой системы подвергнутся изменениям лишь частично.

 

3.Единая информационная система

Закон о ФКС предусматривает создание единой информационной системы, содержащей данные обо всех этапах закупок, начиная с планирования и заканчивая исполнением контракта. В нее будут включены все документы по планированию закупок и по реализации планов, информация о заключении и исполнении контрактов, а также иные сведения, предусмотренные Законом о ФКС (ч. 3 ст. 4 Закона о ФКС). Информация будет общедоступна на официальном сайте. Его адрес определит Правительство РФ. Напомним, что по Закону №94-ФЗ на официальном сайте публикуются сведения о размещении заказа и заключении контракта, но не о ходе его исполнения (ч. 6 и 8 ст. 16 Закона №94-ФЗ).

 

4.Исполнение контракта

Существенным нововведением стало предоставление заказчику возможности расторжения контракта с поставщиком в одностороннем порядке (ч.9 ст.95). Случаи такого расторжения строго оговорены Законом о ФКС: при поставках товара ненадлежащего качества либо некомплектного товара, при нарушении сроков поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, а также при существенном нарушении условий исполнения контракта (ч.11 ст.95). Такая же возможность предоставлена и поставщику: расторжение контракта возможно при неоднократном нарушении заказчиком сроков оплаты товара, работ, услуг, либо если заказчик не предоставил исходные материалы или не выполнил иные обязательства, которые привели к невозможности поставщика исполнить свое обязательство по контракту (ч.19 ст.95). Важным условием для расторжения контракта в одностороннем порядке является наличие такой возможности в документации об осуществлении закупки. Контракт будет считаться расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления от другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора.

 

5.Контрольная деятельность

Мониторингу, аудиту и контролю, осуществляемому федеральными органами власти, в ФКС посвящены главы 4 и 5. В соответствии со статьей 98 закона о ФКС, аудит будет осуществляться Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами субъектов РФ, муниципальных образований и иными органами, уполномоченными законодательством РФ. Органы аудита будут осуществлять анализ обоснованности планирования закупок, эффективности осуществления закупок, влияние результатов закупок на достижение целей государственных программ РФ (программ субъектов РФ), федеральных и региональных целевых программ, а также других документов стратегического и программно-целевого планирования РФ и субъектов РФ.

Контроль будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти путем проведения плановых и внеплановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб заказчиков, уполномоченных органов, комиссий по осуществлению закупок, операторов электронных площадок и других лиц, участвующих в процедуре закупок.

В соответствие со статьей 102 Закона о ФКС граждане, общественные объединения и объединения юридических лиц вправе осуществлять независимый общественный мониторинг и оценку хода осуществления закупок, оценивать процедуры закупки и итоги исполнения контрактов, обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях (бездействии) заказчиков признаков состава преступления, а также подготавливать предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации о ФКС. Данная норма усиливает ощущение публичности и общественной подотчетности деятельности заказчиков, однако, механизм и порядок осуществления такого контроля остается неясным.

 

6.Вступление Закона о ФКС в силу

Закон о ФКС вступает в силу с 1 января 2014 года (ст.114).

Статьей 112 Закона о ФКС установлено, что закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок, извещения о которых размещены после дня вступления его в силу. До начала функционирования операторов электронных площадок, отобранных в соответствии с ФКС, электронные аукционы будут осуществляться на площадках, отобранных в соответствии с Законом №94-ФЗ. Переходный период согласно Закону о ФКС окончательно завершится до 1 января 2017 г.

Для полноценного функционирования контрактной системы потребуется принятие целого пакета подзаконных актов, как на федеральном уровне, так и на региональном и муниципальном.